Авторский сайт
Сергея Пахалянца
Взгляд ортодокса
Этот сайт - для людей мыслящих неординарно и независимо. Ведь именно в этом проявляется дарованная человеку Богом свобода…
   
 

продолжение распечатки


Приложение 7.
КОНВЕНЦИЯ
о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции
третьими лицами
Введение

Эта конвенция была одобрена Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 317 (IV) от 2 декабря 1949 года и вступила в силу 25 июля 1951 года. Под эгидой Лиги Наций было предпринято несколько попыток пресечь деятельность, связанную с проституцией, в том числе попытка разработать четыре международные документа в этой области(1). Хотя эти документы содержали некоторые репрессивные меры против торговцев людьми и некоторые меры для защиты женщин и девушек, проблема проституции, которая лежит в основе торговли людьми, не являлась их основным вопросом.
Учитывая это, Лига Наций в 1937 году разработала проект конвенции с целью обеспечения согласованных действий на международном уровне для запрещения “домов терпимости” и наказания любого лица, содержащего публичный дом или эксплуатирующего проституцию других лиц. Разработка этого проекта не была завершена в связи с началом второй мировой войны.
Экономический и Социальный Совет в своей резолюции 43 (IV) от 29 марта 1947 года просил Генерального секретаря, в частности, возобновить изучение проекта конвенции 1937 года и внести в него изменения, учитывающие существующие в настоящее время реальности. Это привело к принятию данной конвенции Генеральной Ассамблеей.
Эта конвенция сводит воедино более ранние документы и предусматривает проведение запретительной политики в качестве основы для любой программы действий по борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами. Эта политика включает запрет любого вида регулирования проституции, борьбу с извлекающими прибыль третьими лицами, предупреждение проституции и реабилитацию ее жертв.
В качестве одного из первых шагов секретариат в 1959 году подготовил доклад о торговле людьми и проституции, который был рассмотрен Социальной комиссией(2).
После ряда инициатив в этой области Комиссия по правам человека, изучив доклад Рабочей группы по современным формам рабства ее Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств(3), решила передать своей Подкомиссии проект программы действий по предупреждению торговли детьми, детской проституции и детской порнографии(4), с тем чтобы она могла внести необходимые поправки в свете мнений, полученных от правительств, специализированных учреждений и межправительственных и неправительственных организаций. Кроме того, рабочая группа по вопросам рабства Подкомиссии 1991 года сосредоточила внимание на торговле людьми и эксплуатации проституции третьими лицами.
КОНВЕНЦИЯ О БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ И С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ПРОСТИТУЦИИ ТРЕТЬИМИ ЛИЦАМИ
Одобрена резолюцией 317 (IV) Генеральной Ассамблеи от 2 декабря 1949 года
ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ: 25 июля 1951 года в соответствии со статьей 24
ПРЕАМБУЛА
Принимая во внимание, что проституция и сопровождающее ее зло, каковым является торговля людьми, преследующая цели проституции, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и угрожают благосостоянию человека, семьи и общества,
принимая во внимание, что в отношении борьбы с торговлей женщинами и детьми имеют силу нижеследующие международные акты:
1.Международный договор от 18 мая 1904 года о борьбе с торговлей белыми рабынями с изменениями, внесенными в него Протоколом, утвержденным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 3 декабря 1948 года;
2.Международная конвенция от 4 мая 1910 года о борьбе с торговлей белыми рабынями с изменениями, внесенными в нее упомянутым выше Протоколом;
3.Международная конвенция от 30 сентября 1921 года о борьбе с торговлей женщинами и детьми с изменениями, внесенными в нее Протоколом, принятым Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 октября 1947 года;
4.Международная конвенция от 11 октября 1933 года о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами с изменениями, внесенными в нее указанным Протоколом,
принимая во внимание, что в 1937 году Лигой Наций был составлен проект конвенции, расширивший круг действия указанных выше актов,
принимая во внимание, что новые факторы, возникшие с 1937 года, делают возможным заключение конвенции, объединяющей в себе вышеуказанные акты и включающей основные положения проекта конвенции 1937 года, равно как и желательные поправки к нему;
посему
договаривающиеся стороны
настоящим согласились со следующим:
Статья 1
Стороны в настоящей Конвенции обязуются подвергать наказанию каждого, кто для удовлетворения похоти другого лица:
1.сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо, даже с согласия этого лица;
2.эксплуатирует проституцию другого лица, даже с согласия этого лица.
Статья 2
Стороны в настоящей Конвенции обязуются далее подвергать наказанию каждого, кто:
1.содержит дом терпимости, или управляет им, или сознательно финансирует, или принимает участие в финансировании дома терпимости;
2.сдает в аренду или снимает здание, или другое место, или часть такового, зная, что они будут использованы в целях проституции третьими лицами.
Статья 3
Поскольку это совместимо с требованиями внутреннего законодательства, покушения на совершение любого из предусмотренных в статьях 1 и 2 правонарушений, равно как и действия, подготовленные к совершению таковых, также являются наказуемыми.
Статья 4
Поскольку это совместимо с требованиями внутреннего законодательства, умышленное участие в предусмотренных в статьях 1 и 2 актах также наказуется.
Поскольку это допускается требованиями внутреннего законодательства, акты соучастия рассматриваются как отдельные преступления, если это является необходимым для предупреждения безнаказанности.
Статья 5
В тех случаях, когда потерпевшие лица имеют право на основании внутреннего законодательства выступать истцами в делах, касающихся любых преступлений, предусмотренных настоящей Конвенцией, иностранцы пользуются этим правом наравне с гражданами данного государства.
Статья 6
Каждая сторона в настоящей Конвенции обязуется принимать все необходимые меры для отмены или аннулирования любого действующего закона, постановления или административного распоряжения, в силу которых лица, занимающиеся или подозреваемые в занятии проституцией, либо подлежат особой регистрации, либо должны иметь особый документ, либо подчиняются исключительным требованиям, имеющим своей целью контроль или оповещение.
Статья 7
Приговоры, вынесенные ранее в других государствах за преступления, предусмотренные настоящей Конвенцией, принимаются во внимание, поскольку это допускается внутренним законодательством, для:
1.установления факта рецидивизма;
2.лишения преступника политических и гражданских прав.
Статья 8
Преступления, предусмотренные в статьях 1 и 2 настоящей Конвенции, рассматриваются как преступления, влекущие за собой выдачу, и на них распространяется любой договор о выдаче преступников, который был или будет заключен между любыми сторонами в этой Конвенции.
Те стороны в настоящей Конвенции, которые не обусловливают выдачу преступников существованием о том договоров, отныне в своих взаимоотношениях признают преступления, предусмотренные в статьях 1 и 2 настоящей Конвенции, преступлениями, влекущими за собой выдачу.
Выдача производится согласно закону того государства, к которому обращено требование о выдаче.
Статья 9
В государствах, в которых принцип выдачи своих граждан не признается законом, граждане, которые возвращаются в свое государство после совершения ими в другом государстве любого из преступлений, указанных в статьях 1 и 2 настоящей Конвенции, подвергаются преследованию и наказанию по суду их собственного государства.
Это положение не применяется, если в делах такого рода, возникающих между сторонами настоящей Конвенции, требование о выдаче иностранца не может быть удовлетворено.
Статья 10
Положения статьи 9 не применяются, если лицо, обвиняемое в совершении преступления, бь1ло судимо в другом государстве и в случае обвинительного приговора отбыло наказание или было от наказания освобождено, или срок его наказания был сокращен в соответствии с законами этого государства.
Статья 11
Ничто в настоящей Конвенции не должно быть истолковано как определение отношения той или иной стороны в ней к общему вопросу о пределах уголовной юрисдикции в соответствии с нормами международного права.
Статья 12
Настоящая Конвенция не нарушает принципа, согласно которому предусмотренные Конвенцией преступления в каждом отдельном государстве определяются, равно как виновные в совершении их лица преследуются и наказываются, по законам этого государства.
Статья 13
Стороны в настоящей Конвенции обязуются выполнять в соответствии со своими собственными законами и практикой судебные поручения, относящиеся к предусмотренным в настоящей Конвенции преступлениям.
Передача судебных поручений производится:
1.путем непосредственных сношений между судебными властями; или
2.путем непосредственных сношений между министрами юстиции двух государств или путем непосредственного обращения других надлежащих властей государства, от которого исходит поручение, к министру юстиции государства, к которому оно обращено; или
3.через посредство дипломатических или консульских представителей государства, от которого исходит поручение, государству, к которому оно обращено. Означенный представитель направляет судебное поручение непосредственно соответствующим судебным властям или же властям, указанным правительством того государства, к которому поручение обращено, причем он получает от этих властей непосредственно документы, являющиеся актом выполнения судебного поручения.
В предусмотренных в пунктах 1 и 3 случаях судебное поручение посылается в копии высшим властям того государства, к которому оно обращено.
Если не имеется какого-либо иного соглашения, судебное поручение всегда составляется на языке тех властей, от которых оно исходит, при непременном условии, что государство, к которому поручение обращено, может требовать представления перевода на свой язык, засвидетельствованного теми властями, от которых поручение исходит.
Каждая сторона в настоящей Конвенции уведомляет каждую другую сторону в этой Конвенции о том методе или о тех методах из упомянутых выше, которые будут считаться ею приемлемыми при направлении ей судебных поручений этим другим государством.
Пока какое-либо государство не сделает такого уведомления, существующий в нем порядок в отношении судебных поручений остается в силе.
Выполнение судебных поручений не может служить основанием для требования о возмещении каких бы то ни было расходов или издержек, за исключением расходов по экспертизе.
Ничто в настоящей статье не должно быть истолковано как обязательство сторон в настоящей Конвенции применять в уголовных делах какую-либо форму или какие-либо методы доказательства, не совместимые с их собственными законами.
Статья 14
Каждая сторона в настоящей Конвенции учреждает и содержит орган, которому поручается координация и централизация результатов расследования предусмотренных в настоящей Конвенции преступлений.
Эти органы компилируют всю информацию, собираемую для того, чтобы облегчить предупреждение предусматриваемых в настоящей Конвенции преступлений и наложение наказаний за них, причем эти органы поддерживают тесный контакт с аналогичными органами других стран.
Статья 15
Поскольку это совместимо с требованиями внутреннего законодательства и поскольку это будет признано желательным властями, которым подчинены указанные в статье 14 органы, последние сообщают властям, которым подчинены аналогичные органы в других государствах, следующую информацию:
1.подробности о каждом из предусматриваемых в настоящей Конвенции преступлений и о каждом покушении на совершение такого преступления;
2.подробности о всех случаях розыска, а также уголовного преследования, ареста, осуждения, отказов в допущении и высылке лиц, виновных в совершении преступлений, предусматриваемых в настоящей Конвенции, а также о перемене местожительства таких лиц и любую иную касающуюся их полезную информацию.
Сообщаемая таким путем информация включает описание преступников, их дактилоскопические отпечатки, фотоснимки, сообщение о методе работы, полицейские справки и справки о судимости.
Статья 16
Стороны в настоящей Конвенции — через посредство своих правительственных или частных учреждений в области образования, здравоохранения, социального и экономического обслуживания и иных связанных с ним видов обслуживания — обязуются принимать или поощрять все необходимые меры по борьбе с проституцией и по возвращению и приспособлению жертв проституции и предусматриваемых в настоящей Конвенции преступлений к нормальным социальным условиям.
Статья 17
В отношении иммиграции и эмиграции стороны в настоящей Конвенции обязуются принимать и проводить все меры, которые требуются согласно обязательствам, принятым ими на себя в соответствии с настоящей Конвенцией, для пресечения торговли людьми обоего пола, преследующей цели проституции.
В частности, они обязуются:
1.издавать все необходимые постановления для защиты иммигрантов и эмигрантов, и в особенности женщин и детей, в пунктах их прибытия и отправления, а также во время их следования;
2.принимать меры для соответствующего оповещения населения об опасности упомянутой торговли;
3.принимать надлежащие меры для обеспечения наблюдения за железнодорожными станциями, авиапортами, портами и другими общественными местами, а также на пути следования для предупреждения международной торговли людьми, преследующей цели проституции;
4.принимать все необходимые меры в целях уведомления соответствующих властей о прибытии лиц, которые, по имеющимся сведениям, prima facie являются главными виновниками, соучастниками или жертвами этой торговли.
Статья 18
Стороны в настоящей Конвенции обязуются — в соответствии с условиями, установленными их собственными законами,— собирать сведения о всех иностранцах, занимающихся проституцией, в целях установления их личности и социального положения, а также в целях обнаружения лиц, побудивших их покинуть свое государство. Эти сведения сообщаются властям государства происхождения означенных лиц в целях их последующей репатриации.
Статья 19
Стороны в настоящей Конвенции обязуются в соответствии с условиями, установленными их собственными законами, и не отменяя этим преследования или иных мероприятий, вызываемых нарушением этих законов, и поскольку это возможно:
1.впредь до проведения окончательных мероприятий по репатриации бедствующих лиц, ставших жертвами международной торговли людьми, преследующей цели проституции, принимать надлежащие меры по оказанию им временной помощи и поддержки;
2.репатриировать указанных в статье 18 лиц, если они этого пожелают или если поступило требование об их репатриации со стороны лиц, в чьем распоряжении они состоят, или если имеется основанный на законе приказ об их высылке из страны. Репатриация производится лишь после того, как достигнуто соглашение с государством назначения о личности и гражданстве репатриируемого лица или о месте и дате его прибытия на границу. Каждая сторона в настоящей Конвенции способствует проезду такого лица через свою территорию.
В случаях, когда указанные в предыдущем абзаце лица не могут сами возместить расходов по репатриации и не имеют ни супруга, ни родных, ни опекуна, которые заплатили бы за них, расходы по репатриации до границы, порта отправления или авиапорта, ближайших к государству их происхождения, оплачиваются государством, в котором данные лица проживают, а остальные связанные с этим расходы принимают на себя государство их происхождения.
Статья 20
Стороны в настоящей Конвенции принимают необходимые меры по наблюдению за конторами по найму труда, если эти меры ими еще не приняты, в целях ограждения лиц, ищущих работу, в особенности женщин и детей, от опасности возможной их эксплуатации в целях проституции.
Статья 21
Стороны в настоящей Конвенции сообщают Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций о законах и постановлениях, относящихся к предмету настоящей Конвенции и изданных в их государствах, и ежегодно после этого сообщают о законах и постановлениях, которые будут изданы в связи с Конвенцией, а также о всех принятых мерах, касающихся применения настоящей Конвенции. Эта информация периодически опубликовывается Генеральным секретарем и рассылается им всем членам Организации Объединенных Наций, а также не состоящим членами Организации государствам, которым настоящая Конвенция официально сообщается в соответствии со статьей 23.
Статья 22
Если между сторонами в настоящей Конвенции возникает спор относительно ее толкования или применения и если этот спор не может быть разрешен иным путем, то по требованию любой из сторон в споре, последний передается в Международный Суд.
Статья 23
Настоящая Конвенция открыта для подписания от имени любого члена Организации Объединенных Наций, а также от имени любого другого государства, которому Экономическим и Социальным Советом было обращено соответствующее приглашение.
Настоящая Конвенция подлежит ратификации, и акты ратификации депонируются у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.
Государства, упоминаемые в первом абзаце и не подписавшие настоящую Конвенцию, могут к ней присоединиться.
Присоединение совершается путем депонирования у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций акта о присоединении.
В настоящей Конвенции слово “Государство” включает все колонии и подопечные территории государства, подписавшего настоящую Конвенцию или присоединившегося к ней, и все территории, за которые это государство несет международную ответственность.
Статья 24
Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после даты депонирования второго акта о ратификации или присоединении.
В отношении каждого государства, ратифицирующего настоящую Конвенцию или присоединяющегося к ней после депонирования второго акта о ратификации или присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу через девяносто дней после депонирования этим государством своего акта о ратификации или присоединении.
Статья 25
По истечении пяти лет со времени вступления настоящей Конвенции в силу любая сторона в настоящей Конвенции может денонсировать ее путем письменного уведомления об этом, адресованного Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Такая денонсация вступает в силу в отношении заявляющей о ней стороны через год после даты получения ее заявления Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций.
Статья 26
Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет всех членов Организации Объединенных Наций и государства, не состоящие членами Организации и упомянутые в статье 23:
a.об актах подписания, ратификации и присоединения, полученных в соответствии со статьей 23;
b.о дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии со статьей 24;
c.о денонсациях, заявления о которых получены в соответствии со статьей 25.
Статья 27
Каждая сторона в настоящей Конвенции обязуется принять в соответствии со своей конституцией законодательные или иные мероприятия, необходимые для того, чтобы обеспечить применение настоящей Конвенции.
Статья 28
Положения настоящей Конвенции, поскольку это касается взаимоотношений между сторонами в ней, отменяют положения международных актов, упоминаемых в пунктах 1, 2, 3 и 4 второго абзаца преамбулы, причем каждый из этих актов считается аннулированным после того, как все стороны в них станут сторонами в настоящей Конвенции.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ
Ничто в настоящей Конвенции не должно рассматриваться как препятствие к выполнению требований каких-либо законов, устанавливающих более строгие условия для осуществления положений, обеспечивающих борьбу с торговлей людьми и с эксплуатацией других лиц в целях проституции, чем условия, предусмотренные настоящей Конвенцией.
Положения статей 23—26 настоящей Конвенции применимы к настоящему Протоколу

(1) Международный договор о действительном предупреждении преступной торговли, известной как торговля белыми рабынями, от 18 мая 1904 года с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, одобренным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 3 декабря 1948 года; Международная конвенция о борьбе с торговлей белыми рабынями от 4 мая 1910 года с поправками, внесенными в соответствии с вышеупомянутым Протоколом; Международная конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, одобренным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 октября 1947 года, и Международная конвенция о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами от 11 октября 1933 года с поправками, внесенными в соответствии с вышеупомянутым Протоколом.
(2) Study on Traffic in Persons and Prostitution (United Nations publication ST/SOA/SD/8, Sales
No.59.IV-5).
(3) E/CN.4/Sub.2/1990/44.
(4) E/CN.4/1991/50, приложение.


Конвенция ООН "О борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами"

В 1949 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами.
Конвенция "О борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами" была ратифицирована СССР 15 ноября 1954 года, и вступила в действие 15 февраля 1955 года. Эта Конвенция направлена на борьбу с торговлей людьми, втягиванием их в проституцию и проституцией как таковой.
В преамбуле подчеркивается, что "проституция и торговля людьми, преследующая в качестве цели проституцию, несовместимы с достоинством человека и угрожают его благосостоянию, благосостоянию семьи и общества"1.
Уголовными преступлениями международного характера были признаны: сводничество, принуждение к проституции третьего лица, даже при его согласии (статья 1 Конвенции); эксплуатация проституции третьими лицами, даже при согласии лиц (статья 1 Конвенции); содержание домов терпимости или управление ими, участие в их финансировании (статья 2 Конвенции); передача в аренду или в наем помещения для использования в целях проституции (статья 2 Конвенции), а также соучастие в подготовке к этим действиям (статьи 3-4 Конвенции).
В Конвенции делается ударение на запрете сексуальной эксплуатации, использовании женщины в проституции и сексуальной индустрии. Кроме этого, Конвенция направлена и на борьбу с любой формой проституции - не только принудительной, но и добровольной, о чем идет речь в 1-й и 2-й статьях.
Данная Конвенция требовала от государств, которые ее подписали, трактовать как преступников сводников, владельцев публичных домов, а также их соучастников. В то же время, общая идеология Конвенции, базирующаяся на осуждении любой формы проституции, как сексуальной эксплуатации, независимо от того, является ли занятие проституцией добровольным или нет, вела к формированию тех статей Конвенции, которые используют репрессивные стратегии по отношению к женщинам, занимающимся проституцией и тех, которые принуждались к занятиям проституцией.
Так, в статье 18 Конвенции подчеркивается, что "стороны в этой Конвенции обязываются, соответственно условиям, установленным их собственными законами - собирать сведения обо всех иностранках, которые занимаются проституцией, с целью установления их личности и социального положения, а также с целью выявления лиц, которые помогали им покинуть свое государство. Эти сведения передаются властям государства с целью их следующей репатриации"2.
Конвенция 1949 года содержит в себе требования на введение специфического медицинского и законодательного обеспечения жертв международной торговли людьми, использование надлежащих мероприятий по предоставлению им временной помощи и поддержки (статья 19). Конвенция также выдвигает условия перед государствами-участниками пересмотреть национальное законодательство с целью внедрения основ международной кооперации в решении проблемы торговли людьми (статья 19-20).
В Конвенции сделаны попытки определить механизм возвращения на родину лиц, которые стали жертвами торговли (статья 19). Каждая сторона в этой Конвенции оказывает содействие проезду такого лица через свою территорию"3.
Стороны в этой Конвенции употребляют все необходимые меры по надзору за фирмами по трудоустройству, с целью защиты лиц, которые ищут работу, в особенности женщин и детей, от их возможной эксплуатации в секс - индустрии (статья 20).
Конвенция 1949 года сыграла положительную роль в формировании понимания необходимости борьбы с торговлей людьми, но, со временем, используемые в ней трактовки преступлений и стратегии борьбы с ними перестали отвечать жизненным реалиям и идеологии документов по правам человека.
Одним из камней преткновения было осуждение добровольной проституции. Именно поэтому эту Конвенцию ратифицировала незначительная часть государств-членов ООН. Кроме этого, Конвенции не доставало внимания к жертвам торговли людьми. Права женщин-жертв сексуального бизнеса были определены недостаточно. Все это предопределило необходимость разработки и принятия новых документов, которые бы формулировали современные стратегии борьбы и предотвращения торговли людьми, не нарушая при этом прав человека.


 
© Сергей Пахалянц - 2009 г.