До 1997 года работа по духовному просвещению волжан была спонтанной. Существовало множество разрозненных групп, пытавшихся организовать ее, но сводилась она лишь к распространению листовок и плакатов противоабортного и монархического толка. Кстати, ядро будущего просветительского центра "Жизнь", сконцентрировавшего эти усилия и ставшего флагманом просветительского движения в г. Волжском, было сформировано именно внутри подобной организации, лидером которой был Анатолий Иванович Шитов.
Дабы уйти от безперспективных полупартизанских методов работы, руководство центра поставило задачу - консолидировать существующий в городе духовный потенциал и легализовать его, введя в правовое русло. При этом мы абсолютно не ставили во главу угла принадлежность человека к Православию, ибо, как показала практика, далеко не каждый называющий себя православным, является по сути таковым. Удивительно, но именно подобная политика руководства центра вызвала острую критику членов старой формации, возглавляемых Шитовым. Они так и не поняли различия просветительской работы с воцерковленными людьми и светскими, и вместо того, чтобы уподобляясь апостолам принять ее за должное, ушли в оппозицию, обвинив в отступлении от чистоты Православия, как руководство центра, так и его рядовых членов. Обвинения фабриковались в основном на спекуляциях и страшилках вокруг ИНН, и явно надуманных фактах и домыслах, которые были порой просто смешны. В своем исступлении эти люди зашли так далеко, что некое опричное братство планировало даже физическую расправу надо мной. Создавалось впечатление, что "ревнителям" православия нужна была не творческая работа, а исключительно революционная борьба, в которой они предуготовили себе участь мучеников. Но, как говорят на востоке, собака лает, а караван идет...
В 2001 году состоялась моя поездка в Москву на курсы, организованные московским просветительским центром "Жизнь"., оказавшаяся плодотворной и весьма полезной. Именно после этой поездки и родилась мысль о создании дочерней организации "Родительский комитет" целью которой была бы политическая борьба за власть, несмотря на довольно банальный официальный статус, предусматривающий контроль за соблюдением прав детей. Не вдаваясь в подробности, которые читатель может прочитать в рубрике "Родительский комитет", скажу, что эта работа была бездарно провалена. Причем именно людьми, мнившими себя ревнителями православной веры. Почему? Не стоит мучиться в догадках. Кто помнит псевдореволюционный кружок "Союз меча и орала" в знаменитом романе Ильфа и Петрова - тот поймет ...
Уже упомянутый человеческий фактор способствовал отпочкованию от центра "Жизнь" и подразделения занимавшегося противоабортной деятельностью работа которого была налажена на довольно высоком профессиональном уровне (Подробнее об этой структуре - в рубрике "Противоабортная работа в г. Волжском. Ее расцвет и закат"). Правда, к тому времени, центр уже вовсю занимался преподаванием "Основ православной культуры" в 18-ти школах города и 8-ми детских садах...
Поскольку деятельность центра не всегда совпадала с политикой сильных мира сего, многие промахи в работе стоит отнести и к работе российских спецслужб, сексоты которых наверняка были в центре. Но воистину ударом в спину оказалась причастность к интригам благочинного Волжского округа протоиерея Петра Симора. Они начались, когда всем стало ясно, что центр, созданный без какого-то ни было участия местного священноначалия, состояпся и с него можно стричь дивиденды. Бог ему судья, но "благодаря" именно приказам и распоряжениям благочинного было разбито ядро центра и практически уничтожена. вся лекционная противоабортная работа в городе. По его приказам осуществлялось и блокирование работы "Комиссии по охране общественной нравственности" также являвшейся дочерним подразделением центра, по иронии судьбы в состав которой и по сей день входит сам благочинный. К слову сказать, за два года работы Комиссии, он всего лишь трижды удостоил ее своим высоким посещением. Весьма похоже, что та же участь ждет и просветительский сектор центра "Жизнь" занимающийся преподаванием "Основ православной культуры", и оставшийся в наследство благочинию после моей отставки. Тревожные симптомы уже налицо.При этом, я отнюдь не ставлю в вину протоиерею Петру намеренное уничтожение уникальных по своей сути подразделений. Все мы люди, независимо от того какой носим чин и звание, а значит - отнюдь не безгрешны и не застрахованы от ошибок. Хотя, в заключение, хотелось бы пожелать нашему священству поменьше заигрывать с властью, наивно рассчитывая, что они мудро воцерковляеют ее. Время показало, что процесс носит диаметрально-противоположный характер...
Вот и все. Если, конечно, не брать в расчет самостийные группы воинствующих женщин, сеявших разлад и сумятицу в православной среде, и наводивших панический ужас на сытых чиновников и депутатов своей непоследовательностью и непредсказуемостью. Более православных общественных организаций в городе не было, если не считать братство "Неупиваемая чаша" занимавшееся антинаркотической и антиалкогольной работой. Руководителем братства был Алексей Иванов. В настоящее время, если мне не изменяет память, братство трансформировалось в антикризисный центр с коммерческим уклоном...